Необходимость и обоснование
В соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и с учетом положений Федерального закона от 28 ноября 2011 г. N 337-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части требований к безопасной эксплуатации объекта капитального строительства, Свода правил СП 442.1325800.2019 «Здания и сооружения. Оценка класса сейсмостойкости», введенным 29 июля 2019 г., предусматривающем необходимость качественной оценки сейсмостойкости зданий или сооружений, и контроль изменения класса сейсмостойкости на протяжении жизненного цикла зданий или сооружений.
В соответствии с 4.6. Свода правил СП 442.1325800.2019 собственник здания или сооружения обязан организовать выполнение предусмотренных настоящим сводом правил мероприятий по определению (назначению) класса сейсмостойкости и контролю его изменения на протяжении жизненного цикла этого здания или сооружения.
Согласно ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния» установлена периодичность обследования зданий и сооружений: первое обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не позднее чем через два года после их ввода в эксплуатацию. В дальнейшем обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не реже одного раза в 10 лет и не реже одного раза в пять лет для зданий и сооружений или их отдельных элементов, работающих в неблагоприятных условиях (агрессивные среды, вибрации, повышенная влажность, сейсмичность района 7 баллов и более и др.). Для уникальных зданий и сооружений устанавливается постоянный режим мониторинга.
Обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят также:
- по истечении нормативных сроков эксплуатации зданий и сооружений;
- при обнаружении значительных дефектов, повреждений и деформаций в процессе технического обслуживания, осуществляемого собственником здания (сооружения);
- по результатам последствий пожаров, стихийных бедствий, аварий, связанных с разрушением здания (сооружения);
- по инициативе собственника объекта;
- при изменении технологического назначения здания (сооружения);
- по предписанию органов, уполномоченных на ведение государственного строительного надзора.
По состоянию на декабрь 2021 года, комплексные исследования зданий и сооружений по сейсмоустойчивости (паспортизации) с техническим обследованием в населенных пунктах Республики Крым, которые располагаются в наиболее сейсмически опасных районах Республики Крым не проводились, одновременно отсутствует информация в специализированных информационных ресурсах о закупках на выполнение подобных работ.
Минстрой России утвердил 09 сентября 2019 г. ведомственную целевую программу № 16-П/05 «Поддержка модернизации коммунальной и инженерной инфраструктуры субъектов Российской Федерации (муниципальных образований)» (далее -ВЦП). Одной из трех задач ВЦП является задача по сейсмоусилению жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения или строительство новых сейсмостойких объектов взамен объектов, сейсмоусиление которых признано нецелесообразным, в сейсмических районах Российской Федерации”.
В субъектах Российской Федерации, относящихся к сейсмическим районам, существует необходимость реализации комплекса мер по устранению дефицита сейсмостойкости жилых домов и объектов инфраструктуры путем сейсмоусиления существующих зданий или строительства новых объектов взамен зданий и сооружений, сейсмоусиление которых признано экономически нецелесообразным.
Защита населения от чрезвычайных ситуаций является одним из приоритетных направлений социально-экономического развития страны.
ВЦП предусматривается снижение уровня уязвимости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения к воздействию разрушительных землетрясений к концу 2025 года на 89,5 процентов к уровню 2018 года, в том числе: в 2019 году – на 13,5 процентов; в 2020 году – на 11,8 процентов;
в 2021 году – на 11,8 процентов; в 2022 году – на 12,3 процентов;
в 2023 году – на 12,8 процентов; в 2024 году – на 13,4 процентов;
в 2025 году – на 13,9 процентов.
Выполнение исследования по сейсмоустойчивости (паспортизации) является опережающим мероприятием для организации работ по повышению устойчивости жилых домов, социально значимых объектов (школы, больницы, детские учреждения и т.п.), систем жизнеобеспечения, включая планирование государственных капитальных вложений, градостроительной деятельности (уточнение генеральных планов населенных пунктов, включая уточнение ограничений и требований по приведению объектов капитального строительства в нормативное состояние), реализации мероприятий по формированию сведений об аварийных домах, зданиях и строениях не имеющих нормативного класса сейсмичности, планах по капитальному ремонту жилого фонда.
Использование сведений и расчетов, полученных при проведении исследования сейсмостойкости, необходимо для целей прогнозирования надежности систем жизнеобеспечения, снижения ущерба и потерь населения в случае возникновения «чрезвычайных ситуаций».
Результаты технического обследования, выполняемые при исследованиях по сейсмоустойчивости (паспортизации) зданий: - являются обоснованием по подготовке к проектно-изыскательским работам по капитальному ремонту зданий, а при необходимости сейсмоусиления, по реконструкции зданий.
- позволяют подготовить детальные технические задания и сметные расчеты для проведения конкурсных мероприятий и устанавливать обоснованные стоимости проектно-изыскательские работ.
Основанием для проведения исследования по сейсмостойкости зданий и сооружений могут явиться требования к проектированию зданий утвержденные Свод правил СП 14.13330.2018 «Строительство в сейсмических районах» (дата введения – 25.11.2018 г., последнее изменение и дополнение от 29.01.2021 г.).
СП 14.13330.2018 «Строительство в сейсмических районах» является базовым нормативным техническим документом, который устанавливает в Российской Федерации требования к расчету строительных конструкций и оснований зданий и сооружений с учетом сейсмических воздействий, конструктивным и объемно-планировочным решениям, обеспечивающим сейсмостойкость строительных конструкций при новом строительстве и реконструкции, а также проектированию конструкций с устройствами сейсмической защиты.
В приложении А «ОСР-2015» к СП 14.13330.2018 утверждается общее сейсмическое районирование территории Российской Федерации в виде списка населенных пунктов Российской Федерации, расположенных в сейсмических районах, с указанием расчетной сейсмической интенсивности в баллах шкалы MSK-64 для средних грунтовых условий и трех степеней сейсмической опасности – А (10%), В (5%), С (1%) в течение 50 лет.
В приложении А «ОСР-2015» к СП 14.13330.2018 указано 60-ть из 1 020 населенных пунктов в Республике Крым, расположенных в сейсмических районах, с указанием расчетной сейсмической интенсивности в баллах шкалы MSK-64 для средних грунтовых условий и трех степеней сейсмической опасности – А (10%), В (5%), С (1%) в течение 50 лет. Все 11-ть городских округов Республики Крым в которых проживает 1,065 млн.чел или 56 % населения Республики Крым включены в Приложение А «ОСР-2015» к СП 14.13330.2018.
История землетрясений в Крыму
За последние 2 500 лет в Крыму произошло 77 сильных землетрясений.
Самые древние и разрушительные по своей мощи толчки произошли на полуострове в 63 году еще до нашей эры в Пантикапее.
В 480 году нашей эры недалеко от Херсонеса произошло мощное землетрясение, которое длилось около 40 дней.
В 1341 года землетрясение было мощностью в 8–9 баллов. В результате землетрясения море вышло из берегов и затопило всю прилегающую территорию радиусом в 10 километров.
В 1471 году 9-балльное землетрясение произошло в Ялте. Из-за него Ялту массово покинули горожане и не возвращались туда около 70 лет.
В 1615 году в Феодосии землетрясение обрушило дома и городскую стену.
В 1802 году в Севастополе произошло землетрясение мощностью 6 баллов.
В 13 ч. 26 июня 1927 года в Крыму произошло мощное землетрясение. Сила землетрясения в Ялте достигала 7 баллов, в Феодосии – 6 баллов, в Севастополе – 5 баллов. Эпицентр землетрясения находился в море недалеко от Ялты. В результате на морскую поверхность недалеко от Севастополя стал выходить газ, который воспламенился и столб огня был виден в городе. В Севастополе были повреждены здания, во многих домах образовались трещины, погибло более 60 человек.
В 00ч. 20мин. 12 сентября 1927 года районе Ялты произошло более масштабное землетрясение силой до 9 баллов, число погибших 21 человек, пострадавших более 800 человек. Между мысом Лукулл и городом Севастополем и напротив Ялты в море поднялись столбы дыма и огня.
Считается, землетрясение сентября 1927 года было самым сильным за всю историю Крыма. До 24 сентября 1927 года произошло более 200 толчков силой около 5 баллов.
После 1927 года разрушительных землетрясений в Крыму не было, но приборы на сейсмостанциях каждый год улавливают десятки слабых толчков.
Экспертное научное мнение прогнозирует, что периодичность землетрясений, происходящих в Крыму силой в 9 баллов может произойти раз в 1 000 лет, в 8 баллов раз в 500 лет, а землетрясения в 7 баллов, как правило, происходят на полуострове с промежутком раз в 100 лет.
Таким образом примерно в период 2025-2029 годов возможно повторение землетрясения силой 6-7 баллов.
Сейсмичность территории Крыма и сейсмоустойкость зданий

Региональная модель сейсмического риска Крыма.
(Экономика строительства и природопользования № 1, 2018г.)
Выполнение исследования по сейсмоустойчивости (паспортизации) в первую очередь основано на изучении технической документации объектов исследования (здания и сооружения, далее – объектов) и сравнение расчетной или установленной (проектной) сейсмостойкости здания с существующим уровнем сейсмостойкости здания с учетом фактического технического состояния объекта. Для проведения исследования по сейсмоустойчивости (паспортизации) необходимо наличие следующих материалов:
- основные архитектурно-строительные чертежи (пояснительная записка, планы типового этажа, подвала, чердака и т.п., разрезы, монтажные чертежи несущих конструкций – фундаментов, каркаса, стен – с расчетными схемами нагрузок и узлов);
- конструктивные расчеты;
- исполнительные схемы и чертежи при производстве строительно-монтажных работ, а также чертежи планировочных, конструктивных и технологических изменений, произведенных в процессе эксплуатации сооружений (в т.ч. при реконструкции, модернизации, усилении, капремонте и т.д.);
- результаты технических обследований объектов, инвентаризационно-технические паспорта зданий и сооружений, паспорта БТИ, схемы и другие документы эксплуатирующих организаций;
- фотографии объектов, основных несущих конструкций, узлов, проблемных мест.
При отсутствии сведений о расчетной или установленной (проектной) сейсмостойкости объектов, технической документации или части такой документации необходимо проводить техническое обследование объекта.
Техническое обследование состояния несущих конструкций зданий и сооружений имеет главную цель — определить действительное техническое состояние конструкций, их способность воспринимать действующие в данный период расчетные нагрузки и обеспечивать нормальную эксплуатацию здания. При обследовании выявляют дефекты конструкций, отступления от проекта и от действующих на данный период норм и технических условий, а также уточняют действительную работу конструкций на реальные эксплуатационные нагрузки.
В результате обследования выявляют также степень физического износа отдельных конструкций, узлов и здания в целом, возможные причины нарушения нормальной эксплуатации или аварии. В задачи обследования могут входить поиски наилучших вариантов усиления конструкций и приспособляемости здания под новые нагрузки и условия эксплуатации при предполагаемой реконструкции здания.
Техническое обследования зданий и сооружений является одним из основных способов подтверждения сейсмостойкости зданий и сооружений. Сравнение полученных при проведении технического обследования данных со сведениями из проектной, технической и эксплуатационной документации позволяют сделать выводы о фактической сейсмостойкости здания и разработать рекомендации и мероприятия по ее повышению, провести паспортизацию, разработать рекомендации по специальному сейсмоусилению, сейсмозащите.
Основными нормативно-правовыми актами устанавливающими правила, порядок и состав работ по техническому обследованию являются:
- ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния» (далее – ГОСТ);
- СП 13-102-2003 «Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений» (далее – СП).
ГОСТ является нормативной основой для контроля степени механической безопасности и осуществления проектных работ по повышению степени механической безопасности зданий и сооружений. Действие ГОСТ распространяется на проведение работ в т.ч. по обследованию технического состояния зданий и сооружений для оценки возможности их дальнейшей безаварийной эксплуатации или необходимости их восстановления и усиления конструкций.
СП предназначены для применения при обследовании строительных конструкций зданий и сооружений жилищного, общественного, административно-бытового и производственного назначения с целью определения их технического состояния, а также могут быть использованы при решении вопросов о пригодности жилых домов для проживания в них. СП регламентируют процедуру проведения обследования строительных конструкций, определяют принципиальную схему и состав работ, позволяющих объективно оценить техническое состояние, фактическую несущую способность конструкций и, в случае необходимости, принять обоснованные технические решения по ремонтно-восстановительным мероприятиям или способам усилений.
Стоимость, порядок работ по техническому обследованию зданий регулируется СБЦП 81-2001-25 «Обмерные работы и обследование зданий и сооружений», утвержденный приказом Минстрой России от 25 апреля 2016 г. № 270/пр (далее – СБЦП).
Характеристики жилого фонда Республики Крым
По данным Управления Федеральной службы государственной статистики по Республике Крым и г. Севастополю (https://crimea.gks.ru/folder/27554) жилищный фонд в Республике Крым на 31.12.20 г. составил 37,384 млн.кв.м:
- более 2 % жилых домов площадью более 0,53 млн.кв.м или более 200 домов имеют износ более 75 %, т.е. являются ветхими и аварийными;
- около 25 % жилых домов площадью более 9,3 млн.кв.м или более 2 400 домов требуют капитального ремонта, модернизации, реконструкции или сноса.
На конец 2018 года на городскую местность приходилось 47,1% жилищного фонда, сельскую — 52,9%. Почти половина жилищного фонда региона (48,9%) 1971-1995 годов возведения, чуть меньше (31,4%) приходилось на жилые дома 1946-1970 годов постройки, наименьшие доли (по 3,8%) занимают жилые помещения, возведенные до 1945 года.
Жилищный фонд представлен в основном каменными и блочными домами, которые составляют 36,3% и 30,4% общей площади жилищного фонда, соответственно, на панельные дома приходится 15,5% общей площади жилищного фонда.
По данным общественного сервиса онлайн-сервиса Дом.МинЖКХ (https://dom.mingkh.ru) и онлайн сервиса Государственной корпорации – Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства – Реформа ЖКХ (https://www.reformagkh.ru/), в Республике Крым зарегистрировано 15 302 жилых дома, из них многоквартирных 10 763. По сроку эксплуатации многоквартирные дома распределяются следующим образом: - свыше 100 лет – более 22 %;
- от 50 до 100 лет – более 35 %;
- до 50 лет – около 43,0 %.
Таким образом многоквартирные жилые дома имеющие сниженные эксплуатационные качества, т.е. срок эксплуатации более 50 лет — это более 57 % от общего количества домов.
Основные приоритеты для технического обследования жилого фонда Республики Крым на предмет сейсмоустойчивости (паспортизации)
ООО «Институт «ШЕЛЬФ» предлагает определить первоначальный перечень многоквартирных жилых домов, общественных и социально значимых зданий для проведения исследования по сейсмоустойчивости (паспортизации) с техническим обследованием в населенных пунктах Республики Крым, которые располагаются в наиболее сейсмически опасных районах Республики Крым.
Исследования по сейсмоустойчивости (паспортизации) многоквартирных жилых домов предлагается проводить в населенных пунктах Республики Крым с численностью населения более 20 000 человек, включенных в приложение А «ОСР-2015» к СП 14.13330.2018 и имеющих самую высокую расчетную сейсмическую интенсивность в 8-мь и более баллов по шкале MSK-64 – это городские округа: Алушта, Керчь, Судак, Феодосия, Ялта.
В г. Ялта, г. Алушта, г. Судак, г. Феодосия и г. Керчь на сейсмоустойчивость зданий и сооружений влияет наличие большого количества оползневых процессов. Оползневые процессы являются опасными геологическими процессами, которые могут значительно усиливаться при возникновении подтоплений и поднятия уровня грунтовых вод, что нашло отражение в необходимости установления регионального режима «чрезвычайной опасности» по результатам значительных атмосферных осадков летом 2021 г. в г. Керчь и г. Ялта.
По данным общественного сервиса онлайн-сервиса Дом.МинЖКХ (https://dom.mingkh.ru) совместно городские округа Алушта, Керчь, Судак, Феодосия, Ялта, расположенные в наиболее сейсмоопасной зоне характеризуются следующими показателями:
– проживает 0,48 млн.чел. или 25,1 % от общей численности населения Республики Крым;
– жилой фонд многоквартирных жилых домов составляет 8,27 млн.кв.м или 26,3 % от общей площади жилого фонда Республики Крым;
– на территории городских округов эксплуатируется 4 121 многоквартирный жилой дом или 38,3 % от общего количества многоквартирных жилых домов в Республике Крым.
Согласно сведениям внесенным в ГИС ЖКХ – государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (https://dom.gosuslugi.ru/) и данным общественного сервиса онлайн-сервиса Дом.МинЖКХ (https://dom.mingkh.ru) количество многоквартирных домов эксплуатирующихся более 50 лет в населенных пунктах Республики Крым с численностью населения более 20 000 человек, включенных в приложение А «ОСР-2015» к СП 14.13330.2018 и имеющих самую высокую расчетную сейсмическую интенсивность в 8-мь и более баллов по шкале
MSK-64 составляет:
Показатели Алушта Керчь Судак Феодосия Ялта
Площадь МКД старше 50 лет, кв.м 121 411,51 1 108 913,68 31 858,60 560 756,72 785 094,93
Количество МКД старше 50 лет, ед. 119 948 15 792 993
Всего МКД по
ГИС ЖКХ, ед. 404 1 452 166 967 2 772
из них аварийных, ед. 2 17 4 информация
отсутствует 17
из них
ветхих, ед. 4 87 информация отсутствует информация отсутствует 7
Структура жилого фонда по многоквартирным жилым домам в Республике Крым в части этажности по состоянию на 2019 г. представлялась следующим образом:
Кол-во эт. 1 эт. 2эт. 3 эт 4 эт 5 эт
Кол-во МКД 2 350 3 283 775 600 2 713
Кол-во эт. 6 эт. 7 эт. 8 эт. 9 эт. 10 эт.
Кол-во МКД 100 50 45 814 214
Кол-во эт. 11 эт. 12 эт. 13 эт. 14 эт. 16 эт.
Кол-во МКД 56 92 13 35 22
Кол-во эт. 17 эт. 18 эт. 20 эт. 22 эт. 40 эт.
Кол-во МКД 19 15 11 1 1
Стоимость проведения работ по выполнению исследования по сейсмоустойчивости (паспортизации) складывается из стоимости работ по сбору и анализу технической документации и технического обследования.
Таким образом в зависимости от наличия или отсутствия технической документации у обследуемого здания будет требоваться объем технического обследования, включающий или исключающий необходимость проведения обмерных работ.
Стоимость сбора и анализа технической документации зависит от количества временных затрат на поиск, сбор, комплектацию, анализ полноты и качества собранной технической документации для определения сейсмичности здания, подготовку рекомендаций для проведения технического обследования.
Для обоснования плановой (расчетной) стоимости проведения работ по выполнению исследования по сейсмоустойчивости (паспортизации) использован государственный сметный норматив СБЦП 81-2001-25 «Обмерные работы и обследование зданий и сооружений».
СБЦП устанавливает, что:
- цена выполнения обмерных работ и обследований определяется в зависимости от строительного объема, высоты здания, категории сложности здания и категории сложности работ;
- цена обмерных работ и обследований рассчитывается исходя из строительного объема по зданию или сооружению в целом, а в случае различной высоты и конструктивных особенностей – по отдельным его элементам.
При определении стоимости проведения исследования по выполнению исследования по сейсмоустойчивости (паспортизации) использованы: - практические расчеты по выполненным обследованиям;
- плановые расчеты по типам зданий и сооружений согласно СБЦП;
- статистические сведения по жилищному фонду многоквартирных зданий и сооружений, имеющих срок эксплуатации более 50 лет и находящиеся в сейсмоопасных районах Республики Крым.
Также в плановых расчетах учтены затраты не предусмотренные СБЦП, но необходимые при проведении обследования и выявлении отклонений от проектной документации, нарушениях и дефектах конструкций, проявлениях опасных геологических или техногенных процессов, влияющих на несущую способность конструкций здания.
В соответствии с СБЦП в плановых расчетах стоимости проведения работ по выполнению исследования по сейсмоустойчивости (паспортизации) не учитываются затраты:
1.На виды работ выполняемые заказчиком обследования своими силами: - вскрытие в конструкциях и их заделку;
- откопку шурфов около фундаментов стен и колонн с откачкой воды и обратной засыпкой;
- отбивку и восстановления штукатурки для определения прочности кладки стен;
- очистку поверхностей конструкций от производственной пыли и грязи;
- устройство разборки и перемещения лесов, подмостей и настила;
- устройство на объекте временного стационарного освещения;
- откачка воды при обследовании затопленных помещений.
- На виды работ, выполняемые при выявлении нарушений и дефектов конструкций, проявлениях опасных геологических или техногенных процессов, влияющих на несущую способность конструкций здания:
- обследование оснований фундаментов, отбор образцов грунтов и их транспортировка, лабораторные испытания и составление заключения по инженерно-геологическим условиям объекта обследования;
- планово-высотная съемка положения строительных конструкций;
- внесение изменений в техническую документацию здания.
Согласно СБЦП для обоснования плановой (расчетной) стоимости проведения работ по выполнению исследования по сейсмоустойчивости (паспортизации) использован государственный сметный норматив применены базовые сценарии, соответствующие минимальным размерам зданий (высота, строительный объем):
- жилые здания и сооружения находятся в эксплуатационно-пригодном состоянии, т.е. не являются ветхими и аварийными;
- высота одноэтажных зданий (п.2.4.1 и 2.4.3. СБЦП) не превышает 4 м;
- для определения строительного объема одноэтажных жилых зданий приняты показатели типового многоквартирного дома из ракушечника на бутобетонном фундаменте – 4,5 м3 строительного объема здания на 1 м2 общей площади с учетом подвала и чердачного помещения;
- высота многоэтажных зданий (п.2.4.1 и 2.4.3. СБЦП) рассчитывается исходя из высоты одного этажа не превышает 3 м;
- для определения строительного объема многоэтажных жилых зданий высотой приняты показатели 9-ти этажного панельного жилого дома 121-серии – 3,8 м3 строительного объема здания на 1 м2 общей площади с учетом подвалов, чердачного помещения или технического этажа;
- для всех типов жилых зданий (одноэтажных и многоэтажных) выбрана:
• Категория сложности здания (таблица 5 СБЦП) – I.
• Категория сложности работ (таблица 6 СБЦП) – I.
• Состояние строительных конструкций (таблица 7 СБЦП) – Нормативное и работоспособное – II.
При обосновании плановой (расчетной) стоимости работ и определения показателей сметных расчетов согласно СБЦП для проведения исследований по сейсмоустойчивости (паспортизации) в г. Алушта, г. Керчь, г. Судак, г. Феодосия, г. Ялта, включенных в приложение А «ОСР-2015» к СП 14.13330.2018 и имеющих расчетную сейсмическую интенсивность
8-10 баллов по шкале MSK-64 использованы сведения из статистических наблюдений Управления Федеральной службы государственной статистики по Республике Крым и г. Севастополю (https://crimea.gks.ru/folder/27554), ГИС ЖКХ – государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (https://dom.gosuslugi.ru/), онлайн сервиса Государственной корпорации – Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства – Реформа ЖКХ (https://www.reformagkh.ru/), общественного сервиса онлайн-сервиса Дом.МинЖКХ (https://dom.mingkh.ru) в отношении многоквартирных домов сроком эксплуатации более 50 лет:
Показатели Алушта Керчь Судак Феодосия Ялта Всего
Площадь МКД старше 50 лет, кв.м 121 411,51 1 108 913,68 31 858,60 560 756,72 785 094,93 2 608 035,44
МКД, ед. 119 948 15 792 993 2 867
Структура жилого фонда по многоквартирным жилым домам в Республике Крым в части этажности по состоянию на 2019 г. представляется следующим образом: одноэтажные МКД – 2 350 домов или 21,0 %, многоэтажные МКД – 8 859 домов или 79 %.
Для определения строительного объема зданий с учетом подвалов, чердачного помещения или технического этажа используются следующие показатели: одноэтажные МКД – 4,5 куб.м на 1 кв.м общей площади здания, многоэтажные МКД – 3,8 куб.м на 1 кв.м общей площади здания:
Показатели Алушта Керчь Судак Феодосия Ялта Всего
Площадь МКД старше 50 лет, кв.м 121 411,51 1 108 913,68 31 858,60 560 756,72 785 094,93 2 608 035,44
Площадь 1 эт. МКД, ед. 25 496,42 232 871,87 6 690,31 117 758,91 164 869,94 547 687,44
Площадь многоэт. МКД, ед. 95 915,09 876 041,81 25 168,29 442 997,81 620 224,99 2 060 348,00
Строительный объем МКД
Для 1 эт. МКД, м3 114 733,88 1 047 923,43 30 106,38 529 915,10 741 914,71 2 464 593,49
Для многоэт. МКД, м3. 364 477,35 3 328 958,87 95 639,52 1 683 391,67 2 356 854,98 7 829 322,39
Всего, м3 10 293 915,88
При планировании затрат на проведение исследований по сейсмоустойчивости (паспортизации) предполагается, что будут проводиться только работы по инженерному обследованию несущих конструкций и отсутствует необходимость проведения обмерных работ, т.к. у заказчика будет иметься проектная, техническая и эксплуатационная документация на обследуемые здания.
В целях планирования затрат при расчетах сформирована унифицированная (средняя) стоимость работ по инженерному обследованию зданий согласно СБЦП по таблицам 4 и 5.
Унифицированная (средняя) стоимость работ по инженерному обследованию МКД основана:
- на статистической информации о доле зданий определенной этажности в общем количестве зданий Республике Крым;
- выборе категория сложности здания (таблица 5 СБЦП) – I, это одноэтажные однопролетные и двухпролетные бескаркасные, бескрановые здания или сооружения высотой до 5 м; и многоэтажные здания прямоугольной формы в плане, с однотипными помещениями в пределах этажа;
- выборе категория сложности работ (таблица 6 СБЦП) – I, это обмеры в объеме, необходимом для выполнения визуального обследования, составления паспортов зданий, с выполнением схем (планов, разрезов, фасадов).
С учетом принятой высоты одного этажа для многоэтажных зданий стоимость работ по инженерному обследованию МКД для зданий, имеющих этажность от 7 этажей, установлена в СБЦП в размере 122,0 рубля в базовых ценах 2001 г.
Унифицированная (средняя) стоимость работ по инженерному обследованию МКД в базовых ценах 2001 г. составит:
Этажность 1эт. 2эт. 3эт. 4эт. 5эт. 6эт. 7-40эт Всего
Количество МКД 2 350 3 283 775 600 2 713 100 1388 11 209
Доля (удельный вес) к общему количеству МКД 21,0% 29,3% 6,9% 5,4% 24,2% 0,9% 12,4% 100,0%
Цена по СБЦП 381,6 298,8 263,8 228,6 192,8 157,4 122,0 150,0
Цена с учетом удельного веса 80,0 87,5 18,2 12,2 46,7 1,4 14,6 261,2
Для обоснования плановой (расчетной) стоимости работ МКД для проведения исследований по сейсмоустойчивости (паспортизации) в г. Алушта, г. Керчь, г. Судак, г. Феодосия, г. Ялта согласно СБЦП приняты следующие показатели:
- Количество МКД – 2 867 зданий;
- Строительный объем МКД – 10 293 915,88 куб.м;
- Расчеты по определению остаточной прочности несущих конструкций по условиям сейсмичности производятся для каждого МКД с использованием программного комплекса «ЛИРА».
Согласно укрупненного сметного расчета стоимость работ в ценах 4 квартала 2021 г. по проведению исследований по сейсмоустойчивости (паспортизации) в г. Алушта, г. Керчь, г. Судак, г. Феодосия, г. Ялта, включенных в приложение А «ОСР-2015» к СП 14.13330.2018 и имеющих расчетную сейсмическую интенсивность 8-10 баллов по шкале MSK-64 может составить не менее 536 212 843 рублей.